|
|
Музыка из Недр Гондвана
"Вначале создатель сделал барабанщика, охотника и
кузнеца …", - гласит народное предание одного
западноафриканского племени. Барабанщик является важной персоной на Африканском континенте.
Он, как правило, не имеет иных обязанностей в племени, однако если он не справится со своим основным
делом, то может лишиться уха. В руках африканцев барабаны научились разговаривать. Р.С. Ретрей
(ведущий специалист по барабанам Ашанти) обнаружил, что система передачи информации представляет
собой далеко не азбуку Морзе на Африканский манер, а является воспроизведением гласных, согласных,
ударений и пунктуации. Это может быть названо лингвистической музыкой. Барабаны разносили вести по
всему континенту. Европейские миссионеры называли общение барабанов "лесным телеграфом".
На территории Африки существует более 2000 местных языков,
только в одной Нигерии их более 400. И у барабанов было такое же множество языков. Барабаны Нтумпане
использовались парами, в которых один считался мужским и имел низкую тональность, а другой женским. У
народа Огбони информацию передавали при помощи пяти барабанов с разными тональностями. Барабаны,
сделанные из калебаса, и обладающие бронзовым звучанием, использовались в ритуальных танцах. Язык
барабанов забывается, но остается ритм характерный для языка барабанов данной народности. И эти ритмы
составляют основу Африканской музыки.
Языки Йоруба для говорящих барабанов сейчас в Нигерии уже
мало кто знает, но зато ритмы этих барабанов продолжают жить. Эти ритмы создали музыкальные стили
APALA,
FUJI, которые названы соответственно одноименным
языкам "лесного телеграфа". King Sunny Ade открыл для Европейцев стиль
JUJU, также основанный на Йоруба ритмах. Стиль
MAKOSSA отбивали барабанщики Камерунского
района Дуала. Сейчас этот ритм известен во всем мире благодаря
Manu Dibango
. Сенегальские барабаны подарили миру музыку WOLOF, в которую
Youssou N'Dour,
Coumba Gawlo
,
Ismael Lo
внесли современное звучание и создали один из самых популярных стилей континента
MBALAH. Африканские барабаны продолжают
отбивать ритм, подтверждая истинность древней поговорки суахили: "Когда на Занзибаре играют на
барабанах, танцует вся Африка до Великих озер".
Лично меня, в музыке этого континента, покорило вокальное мастерство актеров. Где-то резкий, даже
скрипучий голос
Papa Wemba
идет на фоне мягкого, многоголосого, раскатистого хора
Ladysmith Black Mambazo
. Густой, низкий голос
Koffi Olomide
сменяет необычный для европейского уха голос Ray Lema.
Многие вокальные традиции возникли в Африке на перепутье
XIX и XX веков. С приходом белых, большое количество черных мужчин отправлялись на заработки на
шахты, и предприятия колонистов. Они скучали по дому и их ностальгические песни вылились в очень
популярный в Южной Африке стиль хорового пения
ISCATHAMIYA. Поющая в этом стиле капелла
Ladysmith Black Mambazo
приглашалась для совместной работы такими музыкантами как: Paul Simon, Dolly Parton, что придавало
Европейской музыке Африканский колорит.
Необычное звучание музыкальных инструментов, в руках
Африканских музыкантов, повлекло использование последних европейскими и американскими звездами.
Если ты родился не в Камеруне, то ты не сможешь играть на саксофоне подобно
Manu Dibango
. Не один европеец не сможет выудить из гитары такие партии, которые играет Baghiti Khumalo.
Интересно, что помогая европейцам, африканцы требуют и от них того же. И вот на диске
Manu Dibango
поет Peter Gabriel, что является большой честью, так как красивый голос Sinead O'Connor используется в
Африканской музыке только на подпевках.
Однако, Европейская музыка не находит такого отклика в душе
бушмена или зулуса, как музыка Карибского бассейна. Земля Кубы, Ямайки, Гаити пропитана кровью
Африканских рабов перевозимых в Америку. Видимо, поэтому CUBAN RHUMBA стал столь популярным в
50-тые, и модернизировался в Конго и Заире, под действием танца
KWASSA KWASSA
, в музыкальный стиль
SOUKOUSS
. В этом стиле играют такие музыканты как:
Papa Wemba
, Loketo, Pepe Kalle, Sah'lomon, Oliver N'Goma. Музыканты
SOUKOUSS
работают в основном в Парижских
студиях. В этом городе они даже открыли школу, где обучают европейцев этому стилю.
Однако, ни что так не потрясло Африку как нашествие
REGGAE
. Первое выступление Bob Marley на Африканском континенте, состоявшееся в конце 60-ых на концерте в
честь независимости Зимбабве, имел отклик не меньше того, который произвел первый тур Beatles на Америку.
В Африке начался бум
REGGAE. И каждая новая группа вносила в стиль
африканскую душу. В ход пошли барабаны Джембе, Кора и другие народные инструменты, придавшие стилю
неповторимый колорит. На Ямайке это называют
REGGAE корней, в остальном мире
AFRO REGGAE. Это привлекло многих музыкантов
с родины
REGGAE, играть в Африканских группах, таких как
Alfa Blondy.
Тяга к корням хорошо видна даже в современной Африканской музыке. Примером может служить
Angelique Kidjo
из Бенина играющая AFRO FUNK. Она, как и многие Африканские музыканты, уехала в Париж.
Там она записывает "Parakou", заинтересовавший богатую студию MANGO, которая вкладывает деньги в
молодую африканку. После записи "Logozo" и "Aye" она становится звездой. Ее песни лидируют в хит-
парадах, их крутят по радио (и в нашей стране тоже), видео клип выдвинут на Grammy.
Теперь она имеет имя в музыкальном мире, и может решать все сама. При создании следующего альбома она,
вместе со звукорежиссерами из MANGO, едет в Бенин. Она записывает барабанщиков своей деревни,
Бенинских флейтистов, певцов, музыкантов (играющих на народных инструментах). И возвратившись в
Американскую студию, она сводит записи со своей музыкой, и создает "Fifa" - альбом, в котором она
возвращается к корням своих предков.
Очень сложно описать Африканскую музыку, это как огромный кратер Нгоронгоро. Раньше вулкан извергал
огонь и пепел, а сейчас в его кратере образовалось плато с уникальной флорой и фауной оторванной от всего
мира горами. Об Африканской музыке рассказать невозможно. Только слушая ее
, вы почувствуете сухой ветер степи Масай, и увидите лунную радугу в брызгах водопада Виктория.
|
|
|
|